www.spa-life.ru

Что нас ждет в 2007 году? Основные тенденции развития SPA отрасли

02.07.2007   печатать страницу

spa индустрия спа
Три года назад, когда создавалась Национальная гильдия специалистов СПА-индустрии, мы говорили и писали о том, что СПА-бизнес в России делает лишь первые шаги. Тогда вообще сложно было сказать, приживется ли СПА-философия на российской земле. Заветныe буквы SPA появлялись в названиях салонов, косметики, услуг и процедур, но не было единства – а значит, не было индустрии. Сегодня же можно с уверенностью сказать – СПА в России есть и, самое главное, будет процветать. Анализируя данный сегмент рынка, можно уже не только подводить итоги, но и делать прогнозы на ближайшие годы.

Оценивая уровень развития СПА в России, мы не можем не обращаться к опыту зарубежных коллег. Хотя бы потому, что ISPA (International Spa Association) основана в США еще в 1991 году и насчитывает в своих рядах более трех тысяч членов. То есть мы отстаем от Америки как минимум на 10 лет, и это без учета особенностей нашего менталитета. Некоторые владельцы российских СПА, побывав в СПА западных, пытаются позаимствовать идеи у заокеанских коллег, но эти попытки редко бывают успешными – нельзя обогнать время и прыгнуть через голову. В США услуги СПА – это уже часть повседневности среднего американца, у нас – что-то непонятное, дорогое и элитное. Пройдет еще не один год, прежде чем СПА прочно обоснуется в нашей жизни и нашем сознании. Но у нас есть шанс избежать многих ошибок, изучив опыт первопроходцев отрасли – поэтому мы если и не перегоним Америку, то догоним ее довольно быстро. Кроме того, уже сегодня можно смело говорить о том, что мы не только перенимаем чужой опыт, но и нарабатываем собственные технологии.

Появляются стандарты отрасли. Разработанная в 2005 году классификация российских СПА-объектов четко определила критерии, по которым можно отнести СПА-объект к той или иной категории. Сегодня наш Комитет по маркетингу работает над другими стандартами и требованиями, которым должны соответствовать российские СПА: что такое СПА-уход и СПА-процедура, сколько полотенец нужно выдавать клиенту, требования к качеству белья и многое другое… Мы стоим у кромки непаханого поля задач, которые необходимо решать именно сейчас, чтобы индустрия развивалась не хаотично, а в соответствии с законами рынка.

Одна из самых главных проблем, с которой сталкиваются владельцы российских СПА – недостаток квалифицированного персонала. И эту проблему мы тоже активно решаем! Два года мы готовили к открытию собственный учебный центр, и вот, в сентябре 2006 года Международная Академия СПА-эстетики распахнула свои двери для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию, чтобы соответствовать гордому имени «СПА-специалист». Профессиональный штат преподавателей, уникальные программы обучения, самое современное оборудование и лучшие препараты – все это к услугам наших студентов. И что самое радостное – интерес к СПА растет не только в Москве: к нам на обучение приезжают и из других городов, в номинациях нашего ежегодного конкурса Russian Spa Professional Awards побеждают не только столичные СПА-объекты и специалисты, а на главное событие российской СПА-индустрии – Russian Spa Industry Summit – приезжают единомышленники даже из ближнего и дальнего зарубежья.

Подводя итоги 2006 года, рассмотрим, как развивались СПА-объекты разных типов.

Самым динамичным типом оказался дэйСПА. Классический дэйСПА требует большого бюджета на корпоративные мероприятия, PR и прямую рекламу. Считается также, что в дэйСПА (по сравнению со СПА других типов) сложнее всего продавать услуги конечному потребителю. Тем не менее дэйСПА открываются в крупных городах, и их все больше. Развиваются клубные дэйСПА, а также СПА-услуги этого типа активно продвигают фитнес-клубы.

Растет также количество СПА банного комплекса. В 2005 году было много амбициозных проектов, суть которых сводилась к тому, чтобы собрать в одном СПА «бани всего мира», но прошел год – и на рынке этих услуг остались профессионалы банного бизнеса, которые знают свое дело, учатся новым технологиям и с умом их внедряют. В силу наших национальных традиций, это направление популярно. В любой СПА-процедуре важно не только мастерство специалиста, но и философское ее наполнение. Банные процедуры имеют глубочайшие исторические корни и дают огромный простор фантазии для превращения банальной «помывки» в красивый и наполненный смыслом ритуал.

Медицинские СПА развивались не так успешно, как могли бы. Многие санатории «советского типа» называют себя «медицинскими СПА» и предлагают высококачественные услуги врачей-физиотерапевтов, бальнеологов и т.д., но этого, к сожалению, недостаточно, чтобы причислить санаторий к СПА. Но критерии определены, спрос на подобные услуги растет – а это значит, что мы вправе ждать успешных проектов в ближайшем будущем.

Загородные СПА и СПА-отели инвесторы оценивают как перспективные. Зарубежный опыт показывает, что подобные СПА высокорентабельны, и уже трудно представить отель международного уровня без СПА-услуг в качестве дополнительного сервиса. Но полноценных СПА-центров при отелях по-прежнему мало – и так будет до тех пор, пока инвесторы будут считать, что для открытия СПА в отеле достаточно всего лишь приобрести необходимое оборудование. А ведь на самом деле нужна и тщательная разработка меню уходов (особенно в отелях семейного типа, где необходимы специальные программы для мужчин и детей), и квалифицированные сотрудники, и изысканный дизайн помещений…

СПА природных источников развиваются в России очень медленно. Такие проекты требуют больших вложений и долго окупаются. Открылись несколько СПА в Кисловодске, но говорить об успешности этого направления пока рано. Остается надеяться, что уникальные природные ресурсы России будут интересны инвесторам в будущем – ведь концепция «здоровья от природы» у нас очень популярна.

В объектах с элементами СПА становятся очень популярными «концептуальные кабинеты». Этот тип СПА требует минимальных инвестиций и рассчитан прежде всего на клиентов, которые только знакомятся с волшебным миром СПА – а таких в нашей стране абсолютное большинство, что и объясняет успешность таких проектов.

Что нас ждет в 2007 году? Мы выделим основные тенденции развития отрасли.

1. У инвесторов появится более четкое понимание, какие вложения нужны для успешного СПА-бизнеса и каких доходов от него можно ожидать. К сожалению, в массовом сознании СПА-бизнес пока оценивается негативно – как «бизнес для жен богатых людей». Да, такие игроки на рынке есть, но таких меньшинство и их проекты редко бывают успешными: рынок не прощает непрофессионализма.

2. Будет расти спрос на профессиональные кадры. Но и кадров будет становиться больше – в том числе за счет выпускников нашей Академии.

3. Цены на процедуры будут меняться. Сегодня средняя стоимость процедуры в США- 75 долларов, в Европе – 70 евро. У нас же цены на СПА-услуги начинаются от 100 долларов. Причины понятны: высокая стоимость аренды помещений, большой фонд заработной платы. Но в Европе и Америке у владельцев СПА-объектов тоже есть эти расходы. Все дело в том, что у нас все СПА-услуги продаются по высокой цене как услуги класса люкс, а средняя ценовая категория отсутствует. Есть основание предполагать, что появятся и услуги среднего класса по адекватным ценам.

4. На рынке СПА-косметики ситуация вряд ли изменится. В наличие многие мировые марки как СПА косметики. Выбор огромен. Однако в России представлены далеко не все марки косметики класса люкс. Производители опасаются выводить на рынок новую продукцию, считая ситуацию нестабильной, а будущее российской СПА-индустрии – туманным.

5. Со СПА-оборудованием обратная ситуация. В России в первую очередь появились представители эксклюзивной продукции, которая в Европе представлена в очень немногих объектах. Но рынок до конца не сформирован, поэтому приходят марок люкс не всегда оправдан. Необходимо четко понимать – что существует разница между проектом люкс, бизнес, эконом.

6. Активно будет развиваться СПА-туризм. Появляются сайты с бронированием СПА-туров он-лайн, увеличивается количество запросов на СПА-услуги при выборе отелей.

7. Открылись первые салоны со СПА-процедурами для животных, но, пожалуй, в следующем году эти услуги по-прежнему будут считаться экзотикой.

8. СПА для мужчин. В таких СПА есть потребность, и было несколько попыток открытия, но ни один из мужских СПА не вышел на достойный уровень. Остается надеяться, что в следующем году такие попытки будут более успешными – если создатели СПА и инвесторы прислушаются к опыту зарубежных коллег и правильно определят запросы и возможности потенциальной целевой аудитории.

Итак, какими бы ни были прогнозы – индустрия развивается. Уже 65 процентов потенциальных клиентов знают, что такое СПА, а треть из них даже слышали о направлении «СПА дома» (это одна из последних мировых тенденций). Нас с вами ждет большое будущее – будущее в стиле СПА.

Количество показов: 8842
Источник:  abcspa.ru
Ключевые слова:  spa спа

Интернет-портал о Спа - SPA-LIFE.RU, 2007